Орленок и смуглянка
Ровно 40 лет назад, к 30-летнему юбилею победы СССР над фашистской Германией, состоялось замечательное событие — советскому народу вернули забытую было песню про смуглянку-молдаванку. И с тех пор народ с этой песней не расстается. А между тем человек, её сочинивший, родился в нашем районе, и в его родном селе даже поставлен памятник. Звали этого человека Яков Шведов.
Несмотря на фамилию, к шведам Яков Захарович отношения не имел. В древности словом «швед» в России частенько называли портного — хотя правильно говорить, безусловно, «швец», а не «швед». Ну да грамматике в царское время не все были учены. А вот к французам определённое отношение Яков Шведов мог иметь. Дело в том, что название его родной деревни Пенье (или Пенья — в архивах встречаются оба названия) вполне могло происходить от французского слова «peignée» — то есть «пряжа». У это версии есть косвенное подвтерждение: дело в том, что, по легенде, село Пенье в начале XIX века основали французские солдаты, отставшие от армии Наполеона. Впрочем, довольно трудно представить себе французских уланов, мирно прядущих пряжу, поэтому не исключено, что название Пенье происходит от старинного написания слова «пни». Пеньей или пеньями называли лесную вырубку, где деревья уже срубили, а пни оставили в земле.
Как бы то ни было, Яков Шведов родился 22 октября 1905 года в деревне Пенье, которая в те годы относилась к Даниловской волости Корчевского уезда Тверской губернии. Вырос в семье сапожника, читать-писать учился в церковно-приходской школе. Однако работы в родном селе у родителей не было, и семья подалась на заработки в Москву. В 13 лет Яков осиротел и был вынужден работать на Московском металлургическом заводе Гужона (в советское время известный как завод «Серп и молот», ныне разрушен и разграблен). Добровольцем участвовал в Гражданской войне, а после её окончания вернулся на завод, где стал рабкором заводской газеты. Ещё через год, в 1923 году, известный советский революционер и писатель Дмитрий Фурманов рекомендует Шведова в союз пролетарских писателей МАПП. А в 1924 году выходит первый сборник стихов Шведова с говорящим для заводского поэта названием «шестерённые перезвоны». С этой поры литература становится основным поприщем Якова Захаровича.
В 1936 году Яков Шведов получает заказ, которому суждено будет полностью изменить его жизнь. Театр имени Моссовета ставит спектакль «Хлопчик» по пьесе драматурга Марка Наумовича Даниэля. К пьесе нужна песня, и Яков Шведов создаёт свой первый шедевр — песню «Орлёнок», сразу же ставшую неофициальным гимном советских пионеров. Эту песню, кстати, до сих пор поют дети в лагерях, не вникая в смысл, потому что песня хорошая. А между тем она очень грустная, и написана по следам реальной истории. Во время гражданской войны в белорусском местечке Молодечно белогвардейцы разгромили отряд красных, взяли в плен командира и его адъютанта, еврейского мальчика Зяму 15 лет. Сидя в камере в ожидании расстрела, мальчик сочинил песню. И запел её, когда его утром повели на казнь. На молодого поэта Шведова эта история произвела очень сильное впечатление, и так родился «Орлёнок». Только драматическую концовку Шведов изменил: в песне на помощь мальчику в последний момент приходят «комсомольцы-орлята». Мальчику Зяме повезло меньше.
Стоит ли удивляться тому, что в годы Великой отечественной войны «Орлёнок» обрел новый смысл и стал чуть ли не гимном партизан. Главное политуправление Красной армии выпустило несколько тиражей брошюрок с текстом песни — их забрасывали самолетами в партизанские отряды. Песню «Орлёнок» пели столь часто, что стали считать её народной.
Известна история первого советского исполнителя «Орлёнка» — советского певца Александра Окаемова. В начале войны он воевал в ополчении, попал в плен. В лагере Окаемов создал подпольную группу, которую выдал предатель. Окаемова пытали, страшно избивали несколько дней, а потом повели расстреливать. И, стоя у стены, он запел «Орлёнка»…
Как и «Орленок», другая песня на стихи Якова Шведова, «Смуглянка», тоже была очень популярна — и опять-таки именно среди партизан. Хотя поначалу известна эта песня была куда меньше. К тому же с ней случилась забавная история, которая, впрочем, самому автору вряд ли казалась забавной. Дело в том, что Шведов сочинил «Смуглянку» перед самой войной, когда писал либретто для оратории о подвигах Котовского, главного «красного партизана» в советской мифологии. Впрочем, похождения соратников Котовского больше походили на бандитские налеты, поэтому ораторию сочли сомнительной и убрали подальше. Но песню про смуглянку-молдаванку стали петь повсюду — и в матросских клубах, и в солдатских хорах, и просто в парках отдыха. Пели её опять-таки как народную, поскольку, как потом выяснилось, оригинальную партитуру «Смуглянки» потеряли, и имени автора не знал никто. «Смуглянка» прошла через всю войну, а потом её запретили — как слишком, по мнению идейных критиков, «эстрадную». За три послевоенных десятилетия эту песню практически забыли.
Но вот в 1973 году режиссер Леонид Быков снимал на Украине фильм «В бой идут одни «старики». И главной песней решил взять именно «Смуглянку», которую помнил по детству — её очень любил его отец-фронтовик со своими друзьями. В фильме песню исполняют летчики из «поющей эскадрильи» капитана Титаренко, которого играет сам Быков.
То, что произошло потом, не поддается описанию. Сразу же после премьеры фильма «Смуглянка» стала одной из главных военных песен. Быков подарил ей не просто вторую, — вечную жизнь. Многие до сих пор уверены, что в ней поётся о реальной связной партизанского отряда, хотя, строго говоря, героиня песни — это смуглая наводчица из банды Котовского, и действие происходит летом 1919 года.
Но так ли это важно, учитывая поистине всенародную любовь к этой песне? И в Конаковском районе, где Якову Шведову установлен памятник, давно говорят о необходимости поставить монумент самой «Смуглянке» — то ли девушке, то ли песне, то ли легенде.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.