Царское место

Еще лет 20 назад слово «Завидово» ассоциировалось преимущественно со знаменитой охотничьей резиденцией Л.И.Брежнева, укрытой от посторонних глаз в заповедных лесах Конаковского района — на стыке рек Шоша, Ламы и Волги (точнее, Иваньковского водохранилища). В те годы немало шуток ходило относительно того, что излюбленное место охоты большинства советских генсеков и их ближайшего окружения было расположено близ посёлка Козлово. Шутки эти хоть и считались антисоветскими, но большого распространения не получили, так как для большинства советских граждан название Козлово ни о чём не говорило. А вот о Завидово знали или хотя бы слышали почти все, кому приходилось путешествовать из Москвы в Ленинград и обратно. Проезжая мимо указателя «Завидово», столичные автолюбители на «Волгах» и «Жигулях» поглядывали на покосившиеся избы по обе стороны трассы и недоумённо пожимали плечами: деревня деревней, чему завидовать-то? И были неправы.

О ЗАВИДОВО БЕЗ ЗАВИСТИ

Начать с того, что название посёлка не имеет ничего общего со словом “завидовать”. По одной из теорий, словом «завид» когда-то называли наблюдательный пункт, то есть место, откуда можно скрыто следить за местностью. Нетрудно предположить, что Завидово — это населенный пункт, расположенный на границе с соседним государством. Наше Завидово расположено на землях, когда-то принадлежавших новгородским князьям. Не исключено, что кто-то из них поставил здесь пограничную заставу, которая впоследствии дала название и всему селу. Таким образом, первое толкование «Завидово» — это «место, откуда лучше всего видно».
С новгородцами связано и другое толкование. Известно, что Завид было популярным в Великом Новгороде мужским именем. В XII веке, когда новгородцы впервые появились на землях, которые сегодня входят в Конаковский район, историки восстановили по летописям, что сразу три посадника (посадник — высшее должностное лицо в Великом Новгороде, по нашим временам — что-то вроде члена Совета Федерации) носили это имя. Не исключено, что один из них был владельцем земель на берегу Дойбицы, и село назвали в его честь. То есть «Завидово» — «то, что принадлежит Завиду».
Кстати, у конаковского Завидово есть в России полные или частичные тёзки. В Орловской и Свердловской областях, в Смоленской области есть аж четыре деревни Завидовки, в Рязанской тоже есть своя Завидовка и село Завидово. В свое время свои «Завидовы» были в Ульяновской, Курской, Тульской областях, и даже близ Херсона на Украине! А уж на территории самой Тверской области этот топоним представлен весьма широко: в прежние времена деревни Завидовки были в Ржевском и Бежецком районах, есть деревня Завидовская Горка в Кашинском районе. Есть у Завидово и ещё один «тёзка» в Краснохолмском районе Тверской области. В Тульской области есть д. Завидки, в Пензенской – поселок Завидный; а в Новосибирской – село Завидное-Довольное.
Из всех повторяющихся или просто схожих названий именно Завидово в Тверской области снискало всесоюзную славу. Однако не благодаря посёлку Завидово, известному с XII века, а из-за расположенного на территории района правительственного заказника.

ВОЖДИ И ЗАЙЦЫ

В 60-70-е годы здесь любили охотиться первые лица КПСС — Никита Сергеевич Хрущев, Леонид Ильич Брежнев, а вместе с ними советская номенклатура и многие видные деятели мирового коммунистического движения. Кто только не стрелял в местных угодьях дичь! Фидель Кастро, Йозеф Броз Тито, Эрик Хонеккер, Урхо Кекконен и многие другие.

11224725_1609380165981387_4795426452076785721_n

Л.И.Брежнев на охоте в Завидово

В качестве кремлёвского охотхозяйства Завидово стало использоваться задолго до Хрущёва — с 1929 года, когда по распоряжению И.В.Сталина здесь на площади почти в 20 тысяч гектаров было образовано военно-охотничье хозяйство Московского военного округа, осуществлявшее свою деятельность под бдительным патронатом органов ГПУ-НКВД. А ещё раньше здесь любили поохотиться русские цари. Ещё в XVI веке, во времена Иоанна Васильевича IV, в кишевших дичью заповедных лесах между Москвой и Тверью выстроили для самодержца «охотничий шалаш». Скорее всего, так называли добротный и просторный рубленый терем со всеми полагающимися хозяйственными пристройками. Там утомленный охотой царь отдыхал со своей свитой. А с царем прибывали на «ловы» сотни людей и лошадей, возы с поклажей и провизией, многочисленная охрана и прочая челядь. Традиционно люди, обеспечивавшие царские охотничьи забавы, являлись приближенными к августейшей особе любимчиками и щедро награждались за верную службу. Древние традиции не прерывались и во времена Страны Советов — личный егерь генсека Леонида Брежнева носил звание генерала и стал полным кавалером ордена «За службу Родине».
Из исторических документов известно, что и другие российские самодержцы, проявлявшие интерес к охоте, неоднократно посещали Завидово, останавливаясь в имениях местных помещиков, а позднее в скромном царском охотничьем домике. Бывал здесь и Владимир Ильич Ленин, хотя после революции вождь чаще охотился поближе к Москве — слабое здоровье не позволяло.
Кстати, охотником Ленин был с нынешней точки зрения сомнительным. Известно, например, как во время ссылки в Шушенском во время разлива реки Енисей Ильич прикладами забивал насмерть десятки зайцев, попавших в водяной плен на одном из островков. Надежда Крупская позже вспоминала, что «Владимир Ильич прикладом ружья набил столько зайцев, что лодка осела под тяжестью тушек». В Завидово такая «охота» была не в чести.
Местные егеря до сих пор с уважением вспоминают Брежнева — тот никогда не позволял себе зря губить зверя. Брежнев всегда стремился получить максимальное удовольствие от самого процесса подготовки и охоты, оставаясь равнодушным к тому, какой именно трофей он добыл — лося, кабана или зайчишку. Как правило, он предпочитал ограничиваться одним метким выстрелом и не превращал охоту в бессмысленное кровавое побоище. За это его очень уважали профессиональные егеря и обслуга заповедника.

11252720_1609380162648054_9114995411314000319_n

Никита Сергеевич и Фидель Кастро готовятся к выходу на позиции

Зато Никита Хрущев был полной противоположностью. Охоту Хрущев очень любил — именно при нём началось значительное расширение территории охотхозяйства и строительство многих новых «объектов» для создания максимальных удобств высокопоставленным стрелкам. Но охотником – в профессиональном смысле этого слова — был никудышным. Он жадно и бессмысленно стрелял подряд зверьё, часто выходил на позицию сильно навеселе и оставлял подранков. Именно при Хрущеве на территории заповедника начали строить специальные утепленные вышки, где в полной безопасности и со всеми удобствами партийно-советские охотники могли дожидаться, пока на них выгонят зверя — разве стал бы Хрущёв идти по следу или «стоять на номере»?
До Хрущева «царский заповедник» был довольно скромным — Сталин не увлекался охотой и предпочитал охотничьим хозяйствам дачу в Кунцеве или отдых на Северном Кавказе. Но охотхозяйство Завидово исправно посещали как приближенные Сталина (Ворошилов, Ежов, Будённый), так и многие военные из Генштаба – в основном, чтобы поупражняться в стрельбе по живым мишеням.

КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ

Начиная с Никиты Хрущева компанию генсекам на охоте стали составлять представители советской «номенклатуры». Особенно «коллективная охота» получила распространение при Брежневе. Его наиболее частыми спутниками были тогдашний министр обороны маршал Гречко и министр внутренних дел, давний друг и приятель Леонида Ильича еще по Молдавии генерал Щелоков. Кстати, Брежнев обожал фотографироваться, и потому после каждой охоты составляли специальный фотоальбом, где он был запечатлен в разных позах. Подражая «самому», фотографировались и все приближенные, соперничая в качестве снимков.
Таким образом, охотхозяйство Завидово превратилось в своего рода клуб советской партийной номенклатуры, куда съезжались в основном для того, чтобы “порешать” вопросы с Генсеком или кем-то из его ближайшего окружения.
Своего расцвета этот своеобразный «клуб» достиг в начале 70-х годов, когда благоустройством заказника решил заняться лично тогдашний министр обороны СССР маршал Гречко. При нём площадь заповедника расширилась до 125 тысяч гектаров, а общая протяженность проложенных военными строителями дорог составила более двухсот километров! Когда маршал узнал, что в этих местах стоял охотничий «шалаш» Иоанна Грозного, он загорелся идеей перещеголять легендарного самодержца и лично набросал эскиз своего «шалаша». Место для его возведения выбрали на живописном берегу Ламы и в самые сжатые сроки «смастерили» терем из соснового бруса, а рядом с ним спецгостиницу на двенадцать номеров люкс с кинозалом, всеми удобствами и роскошным бильярдом. В «шалаше» развесили охотничьи трофеи и оружие.
63978_1609380282648042_785590452274669423_nВ 80-е годы на Центральной базе (расположившейся на тех самых первых 20 гектаров) хозяйственное управление ЦК КПСС выстраивает новую шикарную резиденцию – из мрамора, ценных пород дерева, с огромными хрустальными люстрами и картинами известных мастеров, часть которых привезли из музея В.А.Тропинина.
Впрочем, сам Л.И.Брежнев так и не успел воспользоваться плодами неуёмной щедрости своего окружения – к моменту завершения строительства он умер. Следующие генсеки и первые президенты России и СССР исправно посещали Завидово, но шумной охоты с участием первых лиц государства там больше не проводилось. О “царских развлечениях” сегодня здесь напоминает разве что герб расположенного неподалёку от Центральной базы посёлка городского типа Козлово. Этот герб самым забавным образом не соответствует названию населённого пункта. Его украшают два скрещенных бердыша – широкие топоры на длинной рукоятке, традиционное оружие царских охранников, – и ключ, символ дверей в Московскую землю.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ

Кстати, сам посёлок заслуживает отдельного упоминания. Первые поселения возникли в этих краях более 1000 лет назад. Первое косвенное упоминание о деревне Козлово, как считается, относится к XVI веку – в одном из документов той поры упоминаются владения Данилы Коростелева, бывшего в то время владельцем этих мест. Однако впервые известность деревеньке пришла в середине XIX века, когда санкт-петербургский купец Ипполит Фланден основал неподалёку от Козлово ковровую фабрику, позже известную как 1-я Русская мануфактура ковровых изделий в Завидово.

Ковер Завидовской мануфактуры и клеймо на его оборотной стороне. Из коллекции "Конаковского уезда"

Ковер Завидовской мануфактуры и клеймо на его оборотной стороне. Из коллекции «Конаковского уезда»

Это было крупное даже по нынешним временам предприятие: 44 современных самотканых станка, одна паровая машина и около 250 человек рабочих. Через 20 лет с момента основания фабрика насчитывала уже 90 станков, две паровые машины и 300 человек рабочих. Здесь перерабатывали шерсть, лён и хлопок, годовой оборот предприятия доходил до 850 тысяч рублей.
Как и большинство предпринимателей той поры, Фланден хоть и не был альтруистом, но был заинтересован в нормальном быте своих работников, для которых выстроил в посёлке больницу, школу и каменные 2-х и 3-х этажные дома, некоторые из которых заселены и по сей день. Сам заядлый охотник, Фланден решил развивать в этих местах охотничье хозяйство и даже открыл школу агрономов. По сей день в посёлке действует и построенная на деньги Фландена церковь Рождества Иоанна Предтечи, в 30-е годы превращенная в сельский магазин.

1947900_1609380295981374_5589017152729590956_n

Храм Рождества Иоанна Предтечи в Козлово

Кстати, супруга Фландена после революции не покинула Россию, а осталась в Козлово. Как уж она сводила концы с концами, не известно, поскольку с момента своей экспроприации в 1918 году и до 1930 года фабрика стояла без работы. Лишь в 1931 году станки заработали вновь, фабрика приступила к выпуску искусственного меха и трикотажа, а мадам Фланден устроилась работать на неё бухгалтером.
В конце 20-х годов на землях Козлово был создан Колхоз им.Калинина, ставший вторым крупным предприятием села. Колхоз выращивал лён, капусту, картофель и зерно, и просуществовал до 1970 года, когда уже упоминавшийся нами министр обороны СССР маршал Гречко приступил к созданию на Центральной базе обновленной резиденции для Генсека.
Во время войны село было занято немцами, более полутора сотен домов было сожжено, однако оборудование фабрики успели эвакуировать. После освобождения Калининской области фабрика начала работать вновь, а в 1946 году на неё поступили современные станки из разгромленной Германии и предприятие, получившее название “Завидовская тонкосуконная фабрика” стало стремительно развиваться.

10007503_1609380299314707_1236865036848241537_n

Завидовская тонкопрядильная фабрика в поселке Козлово

Новое название фабрики осталось незаживающей обидой в сердцах жителей деревни, поскольку “Козловской”, как считалось, фабрику не назвали из-за неблагозвучности такого звучания.
Расцвет Козлово, получившего к тому времени статус посёлка городского типа, пришёлся на 1960-е годы. На фабрике трудились свыше 1200 человек, предприятие процветало, работники получали хорошую зарплату и бесплатный отдых. В посёлке процветала художественная самодеятельность и спорт, была даже собственная футбольная команда и стадион.

11537896_1609380289314708_1334487931856242750_o

Фабрика в наши дни

Всё закончилось в 1990-е годы, когда на фоне спада и последующей остановки производства люди стали покидать предприятие, а многие и уезжать из посёлка. Многим, правда, удалось устроиться на работу в обновленную “царскую резиденцию”, получившую в наши дни название “Русь”. Бывший же заповедник Завидово стал называться национальным парком. Правда, пройти в него удаётся не каждому.

ПОСЁЛОК С ВИДОМ НА БУДУЩЕЕ

Приход нового тысячелетия был отмечен бурным освоением завидовских земель, которое привело к созданию нового облика всего поселения. Сегодня его “визитной карточкой” стал пятизвездочный гостиничный комплекс “Рэдиссон-Завидово” и новый урбанистический проект “Большое Завидово” с его уникальным ландшафтом, изящными экологичными коттеджами и, конечно, сверхсовременным гольф-полем, ставшим главным полем страны.

10888935_1609380402648030_1431490664640141972_n

Гостиничный комплекс Рэдиссон-Завидово — первый пятизвездочный отель в Тверской области.

В последнее время в Завидово не просто застраивается пустующее пространство — здесь формируется новая инфраструктура района, задаются новые стандарты качества жизни для всех жителей городского поселения, а не только для московских толстосумов…

14398_1609380389314698_2746827314107566832_n

Высокое качество жизни возможно и в пятиэтажках — если это современные и качественные дома с удобной социальной инфраструктурой.

Хочется верить, что через несколько лет при упоминании слова “Завидово” у большинства граждан будут возникать ассоциации не с некогда действовавшим тут номенклатурным заказником для “слуг народа”, а с комфортным посёлком на берегу живописной бухты, с красивыми и современными многоквартирными домами и коттеджными постройками и, хочется верить, с насыщенной культурной жизнью. В конце-концов, статус “царского места” у Завидово никто не отнимал…

11425071_1609380395981364_2768547327020928900_n

Бухта реки Дойбица с высоты птичьего полета.