Звезда из Завидово

 

В судьбе великой советской актрисы Татьяны Окуневской триумф и трагедия неотделимы друг от друга. Она взошла на кинематографический олимп в начале 30-х годов прошлого века, став мегазвездой советского кино. А потом были шесть лет сталинских лагерей по ложному обвинению, забвение, отчаяние – и неожиданное возвращение к зрителям. Нынешнее поколение уже почти не помнит работ этой актрисы. Да и люди постарше вряд ли знают, что Татьяна Окуневская – наша, конаковская, родилась и выросла в Завидово.

татьяна окуневская 3Татьяна Окуневская родилась на станции Завидово (тогда это была Московская губерния), и прожила здесь первые семь лет. Уже потом она часто любила приезжать в родные места, которыми считала Завидово и деревню Безбородово на берегу Шоши, где жила ее бабушка. Во время Гражданской войны её отец воевал на стороне белогвардейцев, поэтому когда он вернулся с фронта, семье пришлось срочно переезжать. Уехали к дальним родственникам в Москву, где маленькая Таня пошла в 24-ю трудовую школу на Новослободской улице. После ее перевели в школу напротив Театра имени Станиславского. Директор школы, старинный приятель отца, согласился вычеркнуть из личного дела Тани неприятный факт участия ее отца в белогвардейском движении.

Поскольку школа находилась рядом с театром, маленькая Татьяна не пропускала ни одной премьеры и, конечно же, больше всего мечтала стать актрисой. Однако родители были против. Они хотели, чтобы дочь получила специальность архитектора, и Татьяна по их настоянию закончила сначала чертёжные курсы, а потом поступила в Московский архитектурно-строительный институт.

Но от судьбы не уйдешь. Как-то на улице молодую красивую девушку остановили двое мужчин, оказавшихся ассистентами режиссера с «Мосфильма». Они как раз искали девушку на роль главной героини в новом фильме. Татьяна пришла на съемочную площадку и здесь познакомилась со своим будущим мужем – студентом киновуза Дмитрием Варламовым. Между молодым людьми вспыхнул бурный роман. Хотя родители Татьяны были категорически против брака (всё-таки ей едва исполнилось 17 лет), Татьяна не послушала их и вышла замуж за Варламова. Брак, к сожалению, оказался недолгим. Муж часто грубил молодой жене, даже избивал её. Не изменило их отношений и рождение дочери Инги. Вскоре Татьяна ушла от мужа, но к тому времени она поняла, что больше всего на свете мечтает стать киноактрисой. Удача улыбнулась ей в 1934 году, когда начинающий режиссер Михаил Ромм предложил ей главную роль в фильме «Пышка». Фильм вышел на экраны, и молодую Окуневскую заметили и пригласили на главную роль в фильме «Горячие денёчки». Именно этот фильм и стал «визитной карточкой» молодой актрисы. Сразу после премьеры известный советский режиссёр Николай Охлопков пригласил Окуневскую в свой Реалистический театр.

Казалось, что удача и успех навсегда поселились в доме Окуневских. Но наступил 1937 год. Арестовали отца актрисы, припомнив его белогвардейское прошлое. Отца расстреляют через несколько недель после ареста, на краю заранее вырытой могилы на Ваганьковском кладбище, могилу эту Татьяна Окуневская так и не сможет отыскать. Саму же Окуневскую как дочь «врага народа» уволили из театра, аннулировали договоры на съёмки в фильмах, куда её уже пригласили. Потом случился еще один удар – в деревне Безбородово арестовали бабушку – якобы за то, что она укрывала у себя сына-белогвардейца. Сама Окуневская впоследствии вспоминала: «Когда арестовали отца и бабушку и нужно было думать, как прокормить маму и маленькую дочь, мне удалось избежать искушения выйти замуж по расчёту. О, если бы вы знали, какие у меня были поклонники!..».

Говоря о своих поклонниках, Окуневская не преувеличивает, в неё действительно были влюблены многие тогдашние знаменитости: режиссёры Николай Садкович, Леонид Луков, Николай Охлопков, поэт Михаил Светлов, музыкант Эмиль Гилельс. Она же в 1938 году выбрала себе в мужья преуспевающего писателя – 30-летнего Бориса Горбатова. Благодаря высоким связям мужа её актерская карьера была спасена: уже в 1940 году Окуневская возвращается на съёмочную площадку. Она снимается в фильме «Майская ночь», вместе с легендарным Петром Алейниковым играет в фильме «Александр Пархоменко», а в 1943 году её принимают в труппу театра Ленинского Комсомола.

Между тем экранная сексапильность Окуневской сыграла с ней злую шутку: на неё «положил глаз» сам Лаврентий Берия. В конце 1945 года, когда Горбатов уехал в качестве журналиста на Нюрнбергский процесс, Берия обманом заманил красавицу актрису в свой особняк на улице Качалова. В своих воспоминаниях Окуневская пишет, что нарком изнасиловал ее, но тогда такая судьба могла настичь любую известную красавицу, к которой воспылал страстью похотливый Берия.

После войны еще один претендент добивался благосклонности знаменитой актрисы – маршал Югославии Иосип Броз Тито. Их знакомство произошло при следующих обстоятельствах. В 1946 году Окуневской, как одной из красивейших актрис советского кино, предложили отправиться в заграничное турне, которое проходило в пяти странах, в том числе и в Югославии. В то время там с большим успехом демонстрировался фильм с её участием «Ночь над Белградом», поэтому актрису югославы встречали особенно тепло. Был организован приём в её честь руководителем страны Иосипом Броз Тито. Во время этой встречи он предложил ей остаться навсегда в Хорватии, даже обещал построить для неё там киностудию. «Потом мы обязательно поженимся», – заявил он ей в конце встречи. Окуневская не решилась остаться в Югославии, и роман с Тито сошел на нет. Однако «югославская» тема в судьбе самой Окуневской продолжилась. Если с Тито актрису связывали платонические отношения, то вот с послом СФРЮ в СССР Владо Поповичем у неё случился самый настоящий роман. А закончилось всё довольно банально: Владо устроил истерику, которых Окуневская не переносила, они поругались. Потом Попович из Союза бежал. Больше они не виделись никогда….

Не менее влиятельным ухажёром актрисы был и тогдашний министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов. Но ему не повезло: когда в гостинице «Москва» во время одного из приёмов он попытался её поцеловать, она влепила ему пощёчину. Правда, тогда она не знала, кем в реальности был этот человек. Он же ей этого не простил. 13 ноября 1948 года Окуневскую арестовали по статье 58.10 – антисоветская агитация и пропаганда. Во время ареста никакого ордера ей предъявлено не было, актрисе показали только короткую записку: «Вы подлежите аресту. Абакумов».

Следствие было проведено быстро. Знаменитую актрису поместили в Лефортово, в подвальную камеру, где она познакомилась со многими жёнами партийных руководителей Ленинграда – в те дни как раз вовсю раскручивалось «ленинградское дело». Во время следствия в тюрьму приехал Абакумов. Окуневскую вызвали на допрос, и всесильный министр госбезопасности спросил, не изменила ли она своего отношения к нему. Встал, подошел, снова попытался обнять – и опять получил пощечину! Этим Окуневская подписала себе приговор. Через несколько дней ей объявили решение суда – 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

Татьяну Окуневскую отправили в далекий казахский лагерь Джезказган (таких лагерей она сменит ещё четыре). Её лагерная эпопея длилась почти пять лет. За эти годы актриса несколько раз была на грани голодной смерти, однажды чуть не умерла от гнойного плеврита. Ее направляли на самые тяжелые работы – корчевать пни, резать торф, перетаскивать спиленные брёвна.

Но именно там, в лагере, Окуневская и встретила главную и единственную любовь своей жизни. Его звали Алексей, они встретились в Каргопольлаге, где Алексей играл на аккордеоне в лагерной агитбригаде. Он добился перевода Окуневской в состав «культурно-массового сектора», убрал её с общих работ, чем фактически спас от неминуемой гибели. Законный муж Окуневской, писатель Борис Горбатов, навсегда вычеркнул её из своей жизни. Уже после освобождения Окуневская прочтет в газетах некролог о смерти Горбатова и это, по её собственному признанию, не вызовет у неё никаких чувств. Зато на могилу Алексея (он освободится в середине 50-х, переедет в эстонский город Тарту и умрёт там от туберкулеза) она будет ездить до конца своих дней.

В 1954 году Окуневская была выпущена из лагеря на свободу. В решении судебной инстанции значилось, что она освобождается «за отсутствием события преступления». Вернувшись в Москву, Окуневская поселилась на Арбате у своей уже замужней дочери и устроилась работать в Театр Ленинского комсомола. Однако там ей доставались лишь второстепенные роли. А в скором времени Окуневскую и вовсе уволили из театра.

Так же, как и в театре, у Окуневской не сложилась дальнейшая работа в кино. Через два года после возвращения из лагеря она снялась в фильме режиссёра Владимира Сухобокова «Ночной патруль», причём роль ей досталась отрицательная. Игра в этом фильме не принесла ей славы, как и в последующих картинах.

Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера

Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера

Замуж после освобождения Окуневская выходила еще дважды. Одним из мужей был Арчил Гомиашвили, тот самый исполнитель роли Остапа Бендера в гайдаевской экранизации «Двенадцать стульев», с которым они обвенчались. В начале 90-х вышли мемуары Татьяны Окуневской «Татьянин день», которые стали бестселлером. Никто и представить не мог, что маленькая сухонькая женщина, служившая в московских театрах на второстепенных ролях – та самая роскошная красавица довоенного кино. Хотя впоследствии ее дочь утверждала, что многое в мемуарах Окуневской придумано, и история с Абакумовым или роман с Иосипом Брозом Тито ещё требует тщательной проверки. Впрочем, после выхода книги Окуневская пережила настоящий ренессанс своей популярности. Её снова стали приглашать на съёмки, давать ей роли. Последним фильмом, в котором она сыграла, стал сериал «Граница. Таёжный роман».

Даже на склоне лет Окуневская сохраняла прекрасную физическую форму и острый ум. И была окружена поклонниками. В 85 лет она решила сделать пластическую операцию. Это оказалось роковым решением: во время операции ей занесли тяжелую инфекцию, и Татьяна Окуневская два года боролась с недугом. Похоронить себя она завещала на Ваганьковском кладбище – там, где в 1937 году был расстрелян её отец.

Татьяна Окуневская в последние годы жизни

Сегодня в Завидово не осталось родственников великой актрисы, последние Окуневские перебрались в Москву ещё в 70-е и в село приезжают на дачу. Не сохранилось дома бабушки Окуневской и в деревне Безбородово на Шоше, куда сама актриса любила приезжать. Да и саму Окуневскую вспоминают не так часто, хотя её удивительная судьба – и человеческая, и творческая – достойны того, чтобы остаться навеки запечатленными в истории не только Завидово, но и всей нашей страны.