Средь шумного бала

Мало кто знает, что в Конаковском районе вот уже восемь лет подряд проходит один из главных балов России.

Алла Ивановна Жданова уже несколько лет активно сотрудничает с историческим обществом «Русский бал», который сама она называет «обществом истории танца». На ее персональном сайте www.allaball.ru в качестве эпиграфа поставлена фраза – «Бал – это жизнь, согласитесь: первое появление, решающее знакомство, разочарования… все это происходит с нами на балу жизни».
Вместе с танцевальной студией московского ДК «Ладожский» Алла Жданова, которая когда-то работала помощником министра социального обеспечения СССР, уже много лет занимается популяризацией такого забытого культурного феномена русской жизни, как бал. Несколько лет назад Алла Ивановна приобрела дачу неподалеку от санатория «Карачарово». История старинного поместья, принадлежавшего дворянскому роду Гагариных, заинтересовала ее. Так Карачарово — вернее, территория одноименного санатория, — стало площадкой проведения одного из самых пышных летних балов, которые устраивает общество «Русский бал». Всего летом в России проводится три больших бала: первый, в июне — пушкинский, заключительный, в августе, посвящен закрытию сезона. И второй, самый роскошный, называется Гагаринским и проводится в бывшем поместье князей Гагариных в Карачарове.
Среди лю11817286_1622617157991021_5302827339691326904_nбителей истории русского танца Гагаринские балы (которые проводятся уже восемь лет подряд) стали одним из самых популярных мероприятий. Каждый год сюда, в «Карачарово», приезжает несколько сотен любителей русской истории и русского танца. Люди специально заказывают путевки в санаторий на определенную дату, чтобы успеть попасть на бал. Сам бал проводится на втором этаже клуба санатория — это флигель бывшей усадьбы Гагариных, и именно в этом зале, по преданию, князь и устраивал балы для окрестных помещиков. Об этих балах сохранилось немало свидетельств, в том числе и рисунки самого князя Гагарина — будучи вице-президентом российской Академии художеств, князь не любил танцевать, но пристраивался где-нибудь в уголке с карандашом и листами, делая наброски портретов гостей.

Алла Жданова собирает по крупицам свидетельства о светской жизни помещиков Гагариных в Тверской губернии. Она уверена, что балы у Гагариных были, скорее всего, наиболее пышными в округе, и соседние помещики специально приезжали на бал, чтобы изучить «новую европейскую моду». «Бал всегда был не столько вечеринкой, не столько развлечением, сколько серьезным мероприятием, — говорит Алла Ивановна. — Это и возможность познакомиться с соседями-помещиками, и возможность для мелкопоместного дворянина «показать себя», свои манеры людям из высшего общества, да и известно, что для молодых девушек бал был своего рода смотринами — мы ведь все помним знаменитую сцену первого бала Наташи Ростовой».

11709661_1622617184657685_6556298034349178869_n
«Бал есть жизнь в миниатюре, — писал один из современников, — со всеми ее обольщениями, интригами, странностями, кознями, со всем, что есть в ней сладкого и горького…». Сегодня трудно представить, что обыкновенная «вечеринка с танцами», в которую балы выродились в наше время, в свое время имела собственный регламент, статус, этикет.

11846644_1622617171324353_2372102578826791334_n
Исторический клуб «Русский бал» возрождает старинные традиции. Они разучивают не только бальные танцы, но и все что с ними связанно: изучают эпоху, быт, нравы. Это не только язык цветов и вееров, дамские аксессуары и прически. Это — манеры, нормы поведения и этикет, принятые в высшем обществе и при императорском дворе. И еще нечто гораздо более важное: как общались, чем интересовались, от чего приходили в восторг, а от чего негодовали люди, жившие в 18-19 веках и сделавшие Россию такой, какой она была. Девиз клуба – «Любите свою Родину, знайте её историю, возрождайте традиции».
На бал приезжали все, независимо от возраста. Уважительной причиной отсутствия на балу могла быть только болезнь, в любом ином случае демонстративный неприезд на бал воспринимался как пощечина обществу. Молодые танцевали, старики сидели за картами, разговорами или закусывали. «Обыкновенной рамой бала старушки светские сидят», — писал поэт Боратынский. Бал открывался полонезом — это не столько танец, сколько возможность всем гостям принять участие в коллективном «парадном выходе», поразить всех красотой бальных платьев (или, наоборот, вызвать пересуды безвкусными нарядами).Кстати, у русских офицеров существовала форма повседневная, форма парадная и…форма для балов. Военная администрация установила для офицеров специальную бальную форму, в которую входили кюлоты (это такие короткие штаны из тонкого белого сукна) и лакированные туфли с пряжками — все для того, чтобы господа офицеры могли танцевать, не стесняясь обтягивающей формой.

Увлечение балами пошло, конечно, от царского двора. Первым «устроителем балов» в России стал Петр Великий, устраивавший знаменитые «петровские ассамблеи», которые заканчивались бурными пьянками и танцами. Его старшая дочь императрица Елизавета балы просто обожала — после ее смерти осталось 150 тысяч (!) бальных платьев. Но самым завзятым щеголем и завсегдатаем бальных празднеств был император Александр Первый. Он и сам был прекрасным танцором, и балы в императорском дворце проводились почти ежедневно. Известно, что сообщение о переправе войск Наполеона через Неман и о начале Отечественной войны Александр Павлович получил тоже на балу. Традиционный бальный сезон продолжался недолго: с Рождества и до Великого поста. Но часто балы давали и летом, и осенью, чтобы отметить какое-нибудь событие, например приезд важного гостя.

Бал был мероприятием весьма и весьма недешевым. Пушкин в «Евгении Онегине» замечает об отце главного героя: «…давал три бала ежегодно и промотался наконец». Самых больших затрат требовало освещение. Весь вечер в залах и комнатах должны были гореть сотни восковых свечей, а они стоили дорого, и потому в обычное время помещения даже в домах состоятельных людей освещались довольно скудно.
Кроме полонеза, танцевали вальсы, польки, кадрили, котильоны. Любимейшим танцем военной молодежи была тогда мазурка. «Молодой гусарский ротмистр закрутил усы, покачнул кивер на ухо, затянулся, натянулся и пустился плясать мазурку до упаду», — пишет Денис Давыдов, рассказывая о своей службе в Белорусском гусарском полку, расквартированном в Киевской губернии.

11822303_1622617201324350_3821711400083419919_n

Нередко балы проводились не только в пространных залах, но и на воздухе — в парках, садах и даже на специально отведенных к тому лесных полянах. Такие балы, специально проводившиеся на природе, завершались представлениями домашних театров и, наконец, шумными веселыми гуляньями. Эта яркая праздничность хотя и связана была прежде всего еще с елизаветинскими временами, продолжала существовать и в XIX столетии.

11811402_1622617247991012_2512339641408729978_n

Примечательно, что дух таких «поднебесных балов» был удивительно демократичным. Так, например, у въезда в Кусково местного жителя или путешественника встречали две пирамиды с веселыми и дружественными надписями-напутствиями: «…веселиться как кому угодно, в доме и в саду, как для благородных, кому сие угодно, так для чужестранных и купечества и прочих всякого звания людей благопристойно одетых… гуляния продолжаются в положенные дни, то есть по воскресеньям и четвергам, а также 28 и 29 июня и 1 августа». Многочасовые балы продолжались и ночью. Ко дворцу от пруда устремлялся прямой канал. В его устье возвышались две колонны. По вечерам на их вершинах зажигали огни, которые своим светом заливали вокруг все пространство. Бал заканчивался лишь тогда, когда последний посетитель покидал это загадочное пространство.

К сожалению, сегодня высокое искусство бального этикета утрачено. И никто не помнит, что такое полонез, контрданс, гроссфатер, мазурка и в каком порядке их полагалось исполнять на балу. Общество «Русский бал» занимается просвещением, и сама Алла Жданова говорит, что каждый танец на Гагаринском балу предваряется короткой лекцией о символике этого танца, его истории и том, почему он вошел в перечень бальных танцев.
«С каждым годом к нам приезжает все больше молодежи, и я верю, что придет время, и в Россию вернутся настоящие русские балы», — говорит она.