Поэт, мечтатель, дуэлянт

Имя Александра Шишкова принадлежит к числу забытых имен русской литературы. В наши дни его или совсем не помнят, или путают с его знаменитым дядей, полным тёзкой. Да и как потомкам помнить о Шишкове, долго жившем в Корчеве, если того города уже нет и в помине, а от самого Шишкова не осталось даже портрета. Да и жизнь его была до обидного коротка — Шишков ушёл в возрасте 32 лет. Но своим современникам Шишков всё равно запомнился как человек крайне одарённый и столь же бесшабашный.
«Слыхал ли ты, что в Твери недели две назад зарезали молодого Шишкова?», — писал летом 1832 года Петр Киреевский поэту Николаю Языкову.

Эпитет «молодого» был приведён неспроста. Шишковы — очень древний дворянский род, с рыцарскими доспехами нафамильном гербе. Шишков-старший — Александр Семенович, был человеком чрезвычайно уважаемым: адмирал, герой, любимец царя, президент Академии наук. Взглядов А.С.Шишков был консервативных, а А.С.Пушкин иронично называл его «правителем языка русского» — дело в том, что Шишков-старший считал старославянский язык «исшедшим из уст Божиих», а потому боролся со словами иностранного происхождения, предлагая говорить «топталище» вместо «тротуар» или «шаротык» вместо «бильярд». Попутно А.С.Шишков возглавлял государственное цензурное ведомство, так что писатели его, мягко говоря, побаивались.

Александр Семенович Шишков (старший) - генерал, герой, цензор и патриот

Александр Семенович Шишков (старший) — генерал, герой, цензор и патриот

Молодого Шишкова при рождении назвали Александром — в честь вельможного дяди, и воспитывался он в доме Шишкова-старшего. Но, в отличие от Александра Семеновича, молодой Александр Ардалионыч вырос человеком капризным, импульсивным и вспыльчивым. С юности пристрастился к литературе, писал стихи — причём весьма приличные. Сохранилось письмо совсем юного лицеиста Александра Пушкина, который признается
Шишкову, что «с твоими стихами мои соперничать не могут». Но, к счастью Пушкина, Шишков вскоре оставил литературу, до конца жизни своего писал мало, больше переводил. Среди прочего, он первым перевел на русский язык романы еще никому в те годы не известного Александра Дюма. А его перевод «Чар любви» называл своей любимой книгой Николай Гоголь.

В 17 лет по настоянию дяди Шишков-молодой поступил на военную службу. Впрочем, служба не задалась с самого начала. Шишкова сослали на Кавказ, в Грузию. Там он велжизнь бесшабашную и распущенную. За склонность к резким выходкам товарищи по полку его не любили. Да и как любить человека, который, например, женился так: подрался в кабаке из-за девушки, его посадили на гауптвахту, он ушел из-под ареста, разыскал эту девушку (дочь бедного польского шляхтича) и женился, хотя видел её во второй раз в жизни. Поскольку родители невесты были против, Шишков будущую жену похитил, как это было принято среди диких кавказцев. За этот варварский поступок ему грозила тюрьма. Но посадить племянника Шишкова-старшего — государственного человека, цензора и любимца императора — не осмелились. Молодого офицера перевели в Тверь, хотя, как потом оказалось, лучше бы посадили — тогда он остался бы жив.

До сих пор не известно, был ли Шишков близок к декабристам. Одни считали, что он состоял в обществе мятежников, другие — что все выдумки, не в его характере быть тайным заговорщиком. Начальство, в общем, полагало Шишкова-молодого человеком крайне неблагонадежным, офицером никудышным, старалось услать его с глаз долой. Поэтому большую часть времени, что он числился за штабом тверского генерала Рузевича, Шишков прожил в Корчеве, в имениях знакомых помещиков. По сути, это была ссылка.

В 1825 году Россию всколыхнула дуэль поручика Семёновского полка Константина Чернова и флигель-адъютанта Владимира Новосильцева. Эта история до сих пор считается одной из самых «резонансных» дуэлей в истории России. Дело было так: Новосильцев влюбился в сестру Чернова, сватался к ней, получил благословение родителей. Но потом передумал: сам он был из аристократической семьи, а Черновы — небогатые тверские дворяне. Разразился скандал. И тогда брат невесты Константин Чернов, защищая честь сестры, вызвал Новосильцева на дуэль. Стрелялись на восьми шагах, то есть практически в упор, шансов уцелеть не было ни у кого. Оба были смертельно ранены, и похороны Константина Чернова (его секундантом был будущий декабрист Кондратий Рылеев) превратились в настоящую политическую демонстрацию.

Место дуэли Чернова и Новосильцева в Санкт-Петербурге

Место дуэли Чернова и Новосильцева в Санкт-Петербурге

Прошло семь лет, и на балу в тверском Благородном Собрании встретились младший брат Чернова Сергей и «неблагонадежный» поэт Александр Шишков, который, как уже было сказано, был человеком бесшабашным, особенно когда выпьет. Он пристал к Чернову-младшему, почему тот никого еще не вызвал на дуэль, Чернов-младший краснел и отнекивался — мол, хватит в нашей семье одного дуэлянта. Шишков настаивал, настаивал, а потом залепил оплеуху — при всех. Музыка смолкла. Немая сцена. Страшное оскорбление. Чернов-младший повернулся и в слезах выбежал из залы. Съездил домой, взял кинжал, вернулся к Собранию, караулил, пока закончится бал и выйдет пьяный Шишков. И зарезал его прямо на ступеньках.

11228511_1610557245863679_5079713632866859942_n

Благородное собрание Твери. Старинное фото.

Современников, впрочем, потрясла не столько сама смерть Шишкова, сколько то, что брат Чернова не стал защищать свою честь на дуэли, а предпочел банальное убийство. Александра Шишкова сегодня почти забыли, а его потомок Вячеслав Шишков впоследствии стал известным писателем, автором романа «Угрюм-река», лауреатом Сталинской премии и т.д. Но это уже совсем другая история.

Здание в Твери, на ступеньках которого оборвалась жизнь Александра Шишкова, сохранилось по сей день. В бывшем здании Благородного дворянского собрания г.Твери по адресу ул.Советская, 14 ныне расположен Дом офицеров. Дом этот легко найти — в самом центре города, напротив тверского городского сада. Расположенный на втором этаже здания зал с колоннадой был создан по образцу московского Благородного собрания (в советское время — Колонный зал Дома Союзов). Этот памятник архитектуры в наши дни украшают две мемориальные таблички. Правда, ни в одной из них не говорится ни слова о дуэли Чернова-младшего с Шишковым-младшим. Одна табличка говорит о том, что «16 декабря 1941 года славные воины 243 стрелковой дивизии водрузили над этим зданием Красное знамя — символ освобождения г. Калинина от немецко фашистских захватчиков». А другая напоминает: «Здесь в колонном зале 11 января 1942 г. на собрании партийного актива выступил с речью М.И. Калинин».

11535880_1610557265863677_4999494881228049263_n

Бывшее здание Дворянского Благородного собрания в г.Тверь (ныне Дом офицеров)

Ей-Богу, Москва была куда более благодарна своему известному поэту и скандалисту — Сергею Есенину, чей портрет сегодня красуется на десятках мемориальных досках и чьи памятники украшают столицу. Санкт-Петербург тоже увековечил памятную дуэль между Черновым и Новосильцевым. На улице Новороссийской в нынешнем парке Лесотехнической Академии с 1834 года стоит обелиск, установленный на месте смерти двух молодых офицеров. А вот об Александре Шишкове в Твери помнят разве что отреставрированные ступени крыльца Дома Офицеров…