Изучивший мир заочно

Если ты родился в огромном городе…или нет, в портовом городе, где и люди из разных стран, и наречия-языки звучат самые различные — вот тогда нетрудно полюбить географию. А если ты родился и вырос в захолустье, в дыре, в глухомани, как тогда?
Жизнь Ивана Витвера уникальна! Он родился и вырос в маленьком сельце Ильинском в самом темном углу Корчевского уезда. С детства полюбил географию, науку о путешествиях, написал несколько учебников по географии капиталистических стран. В советское время учебники Витвера считались лучшими в этой дисциплине. По ним учились студенты в Советском Союзе, Китае, Франции, Великобритании, Польше, Болгарии, Индии…

Витвер Иван Александрович

Витвер Иван Александрович

А необычное, и даже уникальное в этой истории то, что сам Витвер, написавший лучшие учебники по географии, ни разу (!) не выезжал из Советского Союза. Этот ученый, академик, профессор, светило мировой науки, был в своём родном Отечестве «невыездным». Можете себе представить?
Все дело в фамилии, конечно. Витвер — старинная дворянская фамилия, только не русская, а швейцарская. Предки Витвера приехали в Россию ещё при Екатерине Великой. В 1870 году отец будущего профессора географии купил маленькое имение в Корчевском уезде. Купил, кстати, тоже у иностранки, у вдовы Карраса, пламенного капитана испанского происхождения, скончавшегося в российской глуши. Место это, сельцо Ильинское, даже по тем временам считалось страшной глушью. До уездной Корчевы добираться было не легче, чем до Твери или Москвы.
Но Иван Витвер поставил перед собой задачу «вырваться» из провинциальной глуши. Сначала он поступил на физико-математический факультет Московского университета — не понравилось, проучился один курс и перешел на антропологический факультет. Не понравилось ему и там, и совершенно неожиданно студент Витвер бросил университет и поступил в…консерваторию! Чтобы через три года вернуться в университет — на этот раз на исторический факультет. И только после этого он перешёл на географический и понял, что это именно то, что надо. Впрочем, когда он закончил университет, ему было уже 30 лет. Витвер уехал в Тверь, где преподавал географию в школе. Ему очень не нравились учебники, по которым он учил детей. Как-то так получилось, что Витвер придумал собственный принцип для нового учебника по географии, начал писать тексты… Впрочем, до его первого учебника ещё было очень далеко. Какое-то время Витвер работал в издательстве, которое выпускало энциклопедические словари, и там тоже обратил внимание: качество методической и справочной литературы по географии было, скажем так, не очень высоким. И только в начале 30-х Иван Витвер организовал в МГУ кафедру — первую в стране — географии капиталистических стран и Латинской Америки. Ещё через несколько лет Иван Александрович получил степень доктора географических наук и звание профессора без защиты диссертации — в те годы это не было чем-то экстраординарным. Считалось, что практические разработки профессора Витвера достойны того, чтобы увенчать его ученой степенью.

В годы войны Московский университет эвакуировали, и Витвер стал деканом географического факультета в Ашхабаде и Свердловске, где читал лекции в военных академиях. После войны Витвер читал лекции по экономической географии будущим дипломатам в Институте международных отношений. К тому времени он являлся лучшим специалистом по экономической географии. Ему можно было задать любой вопрос — например, в какой из стран производится, скажем, платина — и Иван Александрович давал четкий и безупречно точный ответ. По его учебникам занимались студенты в самых разных странах. Витвера считали главным мировым авторитетом в новой науке, одним из основателей которой считается и сам Витвер, — страноведении. Сам же Витвер, обладая широчайшей эрудицией по вопросам экономической географии, большее предпочтение отдавал своим любимым странам Латинской Америки. Говорил, что мечтает хоть раз там побывать…
Увы, он не побывал ни в Латинской Америке, ни в любой другой зарубежной стране — 15 августа 1966 года он скончался в Москве в статусе главного знатока географии, ни разу не покидавшего родной страны. Иван Александрович Витвер являлся при этом почетным членом Русского географического общества, получал многочисленные грамоты и благодарности от университетов разных стран. Интересно, как бы они отреагировали, если бы узнали, что один из самых сведущих в географии людей имеет статус «невыездного»? Впрочем, произведения главного географа СССР ждала более счастлива судьба: ещё при жизни автора они выходили во многих странах мира, в том числе и в столь любимой им Латинской Америке.