Губернаторская чехарда

Странные вещи творились в Тверской губернии зимой 1831 года. Назначили одного губернатора, через несколько дней его сменил другой, а потом — третий… Три губернатора за три месяца — у тверских обывателей голова кругом шла!
Первым губернатором стал Петр Горн, приехавший из Виленской губернии. В Тверь он прибыл 2 февраля 1831 года, то есть ровно 185 лет назад. Впрочем, пробыл здесь недолго. Петр Горн поставил своеобразный антирекорд среди тверских правителей: в должности губернатора он проработал всего 11 (одиннадцать!) дней. И уехал. Даже как он выглядел, мы не знаем — обнаружить его портрет нигде не удалось.

Петр Иванович Апраксин

Петр Иванович Апраксин

Сразу после Горна в Тверь приехал новый губернатор — опытный и авторитетный администратор Петр Апраксин. Человек сановитый и родовитый, внучатый племянник того Апраксина, которого Петр Первый звал своим любимым адмиралом. И сам Апраксин был человеком заслуженным: воевал при Аустерлице, имел награды, ранения… Да только задержался в губернии тоже ненадолго — уже в апреле ему прислали замену. Тверской губернией Апраксин правил чуть больше полутора месяцев.
Апраксина заменили на Кирилла Тюфяева – в свое время обязательно расскажем о нем подробнее. Очень необычная личность. Начать хотя бы с того, что свой путь в государеву службу Тюфяев начинал в…балагане. В молодости был бродячим комедиантом, путешествовал со своей труппой по всей России. Впрочем, в его назначении тверским губернатором ничего комического не было. Тюфяев пришел на должность всерьез и надолго, правил Тверской землей несколько лет.
Но вопрос остается прежним — а что случилось в 1831 году, почему понадобилось в Твери одного за другим менять трех губернаторов? Да и не только в Твери. Время тогда выдалось нервное, ни один администратор не мог быть уверенным в своем счастливом карьерном будущем. Тем более зимой 1831 года.
А всему виной, не поверите — холера и поляки. Эпидемия холеры вспыхнула летом 1830 года. Это была невероятная по своим масштабам эпидемия: градоначальников, полицмейстеров и губернаторов, в чьих вотчинах отмечались холерные бунты и прочие массовые волнения, с должностей снимали пачками! Холеры тогда боялись, поскольку лекарства от нее (прививки) еще не были изобретены. А спустя несколько месяцев после начала холеры в Польше вспыхнуло восстание. Причем поляки поднимались на борьбу все как один, требуя восстановления «исторической Речи Посполитой», то есть объявления независимости и возвращения ей украинских, литовских и белорусских земель, которых Польша лишилась при прежних разделах.

holera

Император Николай I во время «холерного бунта» в Санкт-Петербурге

Одной из причин польского восстания стало назначение польским наместником великого князя Константина Павловича, старшего брата императора Николая Первого. Поляки настолько не хотели этого назначения, что пришлось срочно вводить войска в Варшаву. Началась полномасштабная война. К тому времени холера добралась до русского лагеря в Польше, и болезнь унесла жизнь Дибича-Задунайского, командующего русским военным корпусом в Польше. Позже, в июне, великий князь Константин Павлович отправится в Петербург, и скончается, проведя 15 часов в ужасных судорогах. Причиной его смерти станет та же холера.

Штурм Варшавы российскими войсками в сентябре 1831 года

Штурм Варшавы российскими войсками в сентябре 1831 года

В такой ситуации императору Николаю приходилось лихорадочно тасовать колоду и перетряхивать всю управленческую вертикаль. Выдергивали перспективного чиновника, давали ему новое назначение и смотрели — справляется? Нет? Если НЕМЕДЛЕННО не было каких-то позитивных результатов, снимали бедолагу и отправляли дальше. Вот так за три месяца в Твери сменилось три губера. И это нам, можно сказать, еще повезло. Могло ведь смениться и пять, и десять.