Место в истории

Есть такая известная картина Репина — «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года». Под нее в Русском музее отведен целый зал. И есть подробнейшие исследования, кто, как и почему на этой картине изображен, за какие такие заслуги.

Илья Ефимович Репин создавал это грандиозное полотно к столетнему юбилею Государственного Совета и получил за работу сумасшедшие по тем временам деньги — 40 тысяч рублей золотом. Понятно, что и быть изображенными на такой картине могли только исключительно достойные люди. Так оно и есть. В левой части картины, в самом дальнем ряду четвертым слева внимательно слушает докладчика человек, день памяти которого отмечался не так давно — он умер 11 марта 1909 года. Бывший министр путей сообщения и уроженец Тверской губернии Михаил Хилков.

Для нас Михаил Иванович человек не чужой — представители его фамилии и сегодня живут в Конаковском районе. Фамилия-то славная! Князья Хилковы, чей род ведется от Рюрика, на протяжении многих веков служили русским царям, но биография Михаила сложилась совсем не так. Он блестяще закончил Пажеский корпус, отслужил несколько лет в гвардии, потом отправился за границу — в Америку., откуда вернулся на чиновничью службу в родной уезд. В общем, вполне обычная жизнь аристократического юноши. Если бы не…
То, что сделал Хилков, уму непостижимо даже сейчас, а уж в царской России это вызвало настоящий переполох. Отставной штабс-капитан, потомок славной аристократической фамилии в 30 лет — возраст по тем временам солидный — устроился… кочегаром на строительстве Трансатлантической железной дороги в Североамериканских Штатах! И исправно кидал уголь, пока его не перевели на следующую ступень — смазчиком колес. За четыре года Хилков прошёл путь от кочегара до машиниста, потом покинул Америку и ещё примерно год работал слесарем в паровозном депо Ливерпуля…   Многие сравнивали заокеанскую одиссею Хилкова с путешествиями молодого Петра I, где тот тоже служил простым бомбардиром. Сходство с Петром, однако, состояло в другом: Михаил Хилков твёрдо знал что делал. Когда в 1870 году он  приехал в Санкт-Петербург, то знал о железной дороге всё. В России железнодорожное сообщение бурно развивалось, и вернувшийся из своих «заграничных университетов» Хилков оказался очень востребован и сразу был назначен начальником пути сначала на Курско-Киевской железной, а затем и на Московско-Рязанской железной дороге. Затем были годы русско-турецкой войны, где Хилков командовал санитарным поездом, работа в освобождённой Болгарии и вновь Россия с её бесконечными железными дорогами. Через 20 с лишним лет блестящей карьеры в 1895 году Михаил Хилков становится, наконец, министром путей сообщения Российской империи.

Бюст М. И. Хилкова на станции Слюдянка КВЖД

Бюст М. И. Хилкова на станции Слюдянка КВЖД

Именно благодаря Хилкову в России появилась самая мощная и разветвленная система железных дорог. За годы его руководства министерством протяженность путей и объем грузов по железным дорогам России выросли в два раза, были осуществлены такие грандиозные проекты, как Транссибирская и Китайско-Восточная железные дороги. По общей длине железнодорожной сети Российская империя уступала только США. При этом министр путей сообщения не брезговал вникать в детали ведущихся грандиозных строек. Он лично ездил по строившемуся Транссибу до Иркутска, где, по преданию, сам вставал в будку машиниста и демонстрировал класс вождения на трудных участках.
Вплоть до своей смерти в марте 1909 года Михаил Хилков оставался членом Государственного совета, имел многочисленные почетные звания, одно перечисление которых займет не меньше страницы. Только представьте: он являлся почетным гражданином 20 городов (в том числе и Твери)! Завещал похоронить себя в родовом имении (сегодня это территория Сонковского района, фамильный склеп Хилковых). В некрологе особенно подчеркивалось, что все свои силы Хилков отдал на благо железнодорожного сообщения, практически не оставив сбережений наследникам. Он мог стать миллионщиком, купаться в шампанском и держать персональное шубохранилище — но ничего этого не сделал. Зато помнить его дела в России будут долго. И на картине Репина он свое место занимает по праву.