Приговоренный к смерти

При отпевании губернатора Павла Александровича Слепцова священник тверской церкви Симеона Столпника отец Иоанн Соколов сказал: «Можно смыть следы твоей крови со стен здания… возможно закрасить их, но кровавое пятно, которое смерть твоя положила на нас, будет постоянно лежать на нашей душе, на нашем сердце, на нашей совести тяжелым камнем».

Губернатор Твери П.А.Слепцов

Губернатор Твери П.А.Слепцов

В истории Твери только два губернатора погибли насильственной смертью (по жестокой иронии судьбы, они занимали губернаторский пост друг за другом). Но если про губернатора фон Бюнтинга можно сказать, что его убили отчасти случайно, в запале озлобленной толпы, то гибель Павла Слепцова была заранее продумана, подготовлена и исполнена. Всякое политическое убийство есть казнь. Так что губернатора Слепцова казнили. Это случилось 24 марта 1906 года.
Из всех губернаторов, правивших Тверской губернией до революции, именно Павел Александрович Слепцов обладал наибольшим опытом управления губерниями. До Твери он служил губернатором в Полоцке, в Вильно, а в Тверь приехал с губернаторского поста в Воронеже. Слепцова, по сути, отправили «наводить порядок» после его предшественника, который подал в отставку в разгар забастовок и манифестаций, сотрясавших губернский город. Бастовали в Твери, бастовали в Корчеве и Кузнецове, бастовали на бумажной фабрике в Кувшиново и на рудниках в Нелидово…
Однако главная опасность, как потом оказалось, исходила вовсе не от забастовок. 17 октября 1905 года случилось страшное: после оглашения царского манифеста о даровании политических свобод толпа с крайне правыми лозунгами отправилась громить гнездо «либеральной заразы» — здание губернского земского правления (ныне это здание областного правительства на Советской, 44).

Здание правительства Тверской области в наши дни

Здание правительства Тверской области в наши дни

Губернатор, прибыв на место погрома, лишь уговаривал погромщиков разойтись. После он уехал, но погром продолжился, и в итоге здание правления было подожжено.
Поведению губернатора никто не мог найти объяснений. После страшного погрома он еще выжидал неделю, прежде чем издал распоряжение о запрете публичных собраний в городской черте Твери. Но пришлось нанимать сторожей на каждую городскую улицу за казённый счет (было нанято около 130 человек) – в Твери и Вышнем Волочке, где бастовали фабрики, было опасно выходить на улицу в темное время суток. В Вышнем Волочке бунтовщиками был убит Ганешин, директор фабрики Рябушинских.

Часовня на месте убийства Слепцова. Ныне не сохранилась.

Часовня на месте убийства Слепцова. Ныне не сохранилась.

8 декабря 1905 года в Твери митинг и шествие рабочих вагоностроительного завода были разогнаны полицией у заставы. За это 16 декабря бунтовщиками  была разгромлена станция Кулицкая. Между тем полиции не хватало – большинство полицейских чинов было отправлено на подавление восстания в Москве. Всего этого, по мнению боевой организации эсеров, было достаточно, чтобы приговорить тверского губернатора Слепцова к смерти и начать на него охоту. Случай подвернулся лишь весной 1906 года. На 24 марта было запланировано открытие губернского земского собрания – того самого, пострадавшего при погроме в минувшем октябре. Губернатор по протоколу открывал заседание и после этого покидал зал. Он вышел на улицу, но ему не дали пройти даже десяти метров. Неизвестный человек подбежал к карете губернатора и метнул ему под ноги ручную бомбу. Взрыв был такой силы, что в ближайших домах в трех этажах вылетели окна. Был ранен губернаторский кучер, а от самого Слепцова почти ничего не осталось. Очевидцы потом вспоминали, как прибывшие на место покушения полицейские собирали тело губернатора буквально по кусочкам…

Убийца (молодой человек лет 18–20) пытался бежать, но был схвачен. Следствие так и не смогло точно выяснить его имя. Убийца губернатора был повешен безымянным — вернее, под именем Ивана Бугачева, как его опознали жители Твери. Уже в наше время стало известно, что это был член боевой организации эсеров Владимир Чекальдин. Павла Слепцова похоронили в фамильном склепе в саратовском Спасо-Преображенском монастыре.