Сын полка из Калинина

В марте 1946 года в Москве собрали комитет по Сталинским премиям — нужно было назвать лауреатов в номинации «литература», причём сразу всех трёх степеней. По поводу того, кому давать премию первой степени, вопросов не было — её получил роман «Молодая гвардия» Александра Фадеева. Премию третьей степени получил ныне совершенно забытый драматург Янкин и пьеса «Великий правитель». Стоит ли давать премию второй степени писателю Валентину Катаеву, долго спорили. В самом деле — разве достойно награждать Сталинской премией книжку, по сути, детскую? Да все забудут через год этого «Сына полка», считали члены оргкомитета. Но премию всё же дали.

Обложка книги "Сын полка"

Обложка книги «Сын полка»

«Сын полка» между тем стал одной из самых популярных книг советского времени. Успех повести был огромен! Её включили в школьную программу, быстро вышел фильм, где главную роль сыграл детдомовец Юрий Янкин. И до самой смерти Валентин Катаев получал письма от людей, которые узнали себя в герое «Сына полка» Ване Солнцеве. Всем он отвечал, что Ваня Солнцев — персонаж выдуманный, не имеет прототипа.
Но это было не совсем так. На самом деле Катаев нашёл своего героя ещё в 1943 году, когда ездил на фронт военным корреспондентом. Нашел у нас, в Твери. В декабре 43-го Катаев приехал в Калининское суворовское училище, о котором написал очерк «Труба зовёт». Именно там и появляется его будущий «Ваня Солнцев» — 11-летний Коля Мищенко. После того, как его отца и мать расстреляли немцы, Коля ушел в партизанский отряд. Потом вместе с партизанами перешёл линию фронта, водил наших разведчиков во вражеский тыл. Через какое-то время Катаев на фронте встретил солдата — мальчика в форме, пошитой по его росту, потом ещё одного, и стало понятно, что это — типичная ситуация.
В повести «Сын полка» Ване Солнцеву 12 лет. Отец погиб на фронте в первые дни войны, мать убили оккупанты. Бабушка и сестренка померли с голоду. Деревню спалили. Сбежал из немецкого «детского изолятора», прятался в лесах. При всей упрощённости сцен, обстоятельств и характеров мальчуган-сирота даже в сегодняшних читателях вызывает сочувствие. Командир артиллерийской батареи капитан Енакиев отсылает его в тыл, но мальчик дважды с ловкостью чертёнка ускользает от «профессора разведки» Биденко, возвращается к бойцам и добивается своего: остаётся в полку. Капитан спасает мальчика «боевым заданием» — доставить донесение в штаб, а сам принимает бой и погибает. В финале командир полка направляет Ваню в Суворовское училище.

Кадр из фильма "Сын полка".1946 г.

Кадр из фильма «Сын полка».1946 г.

Мало кто знает, что Катаеву пришлось переписать финал произведения. В первоначальном варианте повесть венчает беспокойный сон будущего суворовца. Бег по громадной мраморной лестнице, где поджидает старик-генералиссимус Суворов «с алмазной звездой на груди и с серым хохолком над прекрасным, сухим лбом»: «Он взял Ваню за руку и повел его по ступенькам еще выше, туда, где на самом верху, осенённый боевыми знаменами четырех победоносных войн, стоял Сталин с бриллиантовой маршальской звездой, сверкающей и переливающейся из отворотов его шинели. Из-под прямого козырька фуражки на Ваню требовательно смотрели немного прищуренные, зоркие, проницательные глаза. Но под темными усами Ваня увидел суровую отцовскую усмешку, и ему показалось, что Сталин говорит: Иди, пастушок… Шагай смелее!». Эдакое обретение мальчиком отца. Однако в поздней версии повести призрак Сталина растаял, и финальные слова произнес все тот же Суворов.
Как ни странно, но идейное наследие Катаева живо и по сей день. Весной этого года в Москве появились серия граффити на патриотическую тему. Среди работ — знакомая с детства сцена: седовласый ветеран напутствует мальчика-суворовца. Ветеран, конечно, уже не Суворов, но сцена всё равно прямиком отсылает зрителя к произведению Катаева. Конечно, если этот зритель хотя бы держал в руках книгу «Сын полка»…