Владимир Минорский, востоковед, академик Оксфорда

Говорят, самые аполитичные ученые на Земле — востоковеды. Якобы изучение восточных языков отнимает столько сил, что на политику их уже не остается. Владимир Минорский большую часть жизни преподавал восточные языки в Оксфордском университете, от политики был бесконечно далек, но именно она занесла его на чужбину…
Владимир Минорский любил одну шутку. Сначала перечислить все свои регалии и титулы (почётный и действительный член Британской и Французской академий наук, азиатских обществ Франции и Германии, почетный доктор трех университетов, звезда мировой величины в области турецких, монгольских, кавказских, азербайджанских, армянских и византийских исторических исследований), а потом добавить, что город где он появился на свет, стал «русской Атлантидой» и покоится на дне Волги.

*       *       *

Владимир Фёдорович Минорский

Владимир Фёдорович Минорский

Владимир Минорский родился в Корчеве 5 февраля 1877 года. Интерес к восточным языкам у Минорского проявился рано. В детстве он мечтал стать дипломатом, но евреев на дипломатическую службу не принимали. Минорскому посоветовали закончить специальные классы Лазаревского института, готовившие переводчиков для российских заграничных посольств. Минорский закончил учебу с золотой медалью, и его как лучшего ученика отправили в русское посольство сначала в Тегеран, а потом в Багдад. В Азиатском департаменте российского Министерства иностранных дел он состоял до самой революции.
А потом в России сменилась власть. Многие коллеги Минорского по министерству были арестованы «за контрреволюцию» и сгинули. Владимир Фёдорович, узнав об этом, порвал российский паспорт и стал эмигрантом. Семьи у него не было, как и не было вообще никаких интересов, кроме восточных языков. Говорят, что на арабском он мог общаться с арабом из самого дальнего региона, и тот был уверен, что разговаривает с соплеменником и земляком. Минорского взяли преподавателем в национальную школу восточных языков. Там он познакомился с Николаем Рерихом, переводил на арабский его труды. Потом Владимира Федоровича пригласили в Оксфорд, где он и работал до конца своих дней.
Но один раз он все же побывал в Советской России. В начале 60-х несколько монографий Минорского издали в Советском Союзе, в связи с чем уже престарелого профессора пригласили участвовать в международном конгрессе востоковедов, который проводился в Москве. После конгресса Минорский попросил организаторов устроить ему прогулку по Волге на пассажирском теплоходе. Иностранному гостю, да еще и профессору, отказать не смогли.
…Когда теплоход вошел в Иваньковское водохранилище, пассажиры обратили внимание на маленького сухого старика, который молча стоял у борта, вцепившись в перила ограждения так, что побелели костяшки. Он молчал и не отрываясь смотрел на воду. Именно там, в глубине, уже двадцать лет покоился город, в котором он когда-то родился. Профессор долго стоял, смотрел на воду, потом повернулся и, ни на кого не глядя, ушел к себе в каюту. Он никогда ни с кем не обсуждал эту поездку. Никогда никому не говорил о том, о чём думал, когда корабль проплывал над затопленной Корчевой. Но в своем завещании написал единственную волю: похоронить его в России на том кладбище, через которое проходит дорога на Корчеву, его малую родину. Сегодня могила Владимира Федоровича Минорского находится на Новодевичьем кладбище в Москве.