Ай да Пушкин!

32

Майоликовая статуэтка «Пушкин на диване», созданная на Фаянсовом заводе им. М.Калинина (ЗиК) в городе #Конаково в 1949 году — специально к 150-летию со дня рождения поэта. «Солнце русской поэзии» в свободном халате  возлежит среди подушек и книг на кушетке, склонившись с пером над рукописью со своим очередным бессмертным произведением. Причем, заметьте, цветная глазурь нанесена только на обстановку в комнате, сам же поэт остается нетронутым — как и положено «гению чистой красоты».

32

Исидор Фрих-Хар

Автор этого удачного фаянсового образа, впервые воплощенного на Конаковском заводе еще в 1937 году (к 100-летию со дня смерти поэта), — мастер декоративно-прикладного искусства Исидор Фрих-Хар (1893-1978). Эта статуэтка принесла Исидору Григорьевичу золотую медаль Всемирной Парижской выставки в 1937 году, а Конаковский фаянсовый завод там же был удостоен высшей награды — «Гран При». Однако призовая статуэтка Фрих-Хара немного отличалась от более поздней реплики, представленной в нашей коллекции артефактов: изначально у фаянсового Александра Сергеевича из-под пледа выглядывала голая нога. За эту «вольность» скульптор в свое время выслушал немало критики. «Иногда разве скульптор возьмет да и вытянет непомерно, да к тому же еще и слегка переломает Пушкину ноги, как это, например сделал Фрих-Хар в своей статуэтке из цветного фаянса», — читаем мы в книге Михаила Беляева «Отражение юбилея Пушкина в изобразительном искусстве» (1937 год). Так что в массовое производство поэт отправился в задрапированной версии.

32

Версия Пушкина с высунутой из-под пледа ногой

Судя по всему, идею изобразить Александра Сергеевича подобным полулежащим образом скульптор почерпнул из знаменитой картины шведского художника Карла Мазера. Он написал портрет Пушкина по просьбе его безутешного друга Павла Нащокина, спустя два года после гибели поэта, в 1839-ом. Причем сам Нащокин и позировал Мазеру! Швед, никогда не видевший Александра Сергеевича, очень условно изобразил его внешность, но сделал особый акцент на деталях, на которые указал Нащокин: поэт полулежит в любимом клетчатом архалуке (кавказский кафтан с высоким стоячим воротником), в руках — книги и знаменитый перстень-талисман с магической надписью, подаренный все тем же Нащокиным.

32

В СССР же со второй половины 1930-х годов появилось немало различных реплик диванного Пушкина, выпускавшихся и на других фаянсовых заводах: поэт со столом и без, за беседой с няней, совсем юный, на природе, в росписи и без.

Удивительное дело, но полулежащая поза именно этого поэта нам кажется вполне естественной. Может поэтому современный московский скульптор Александр Рукавишников изваял бронзового «Отдыхающего Пушкина» именно таким.

37

«Отдыхающий Пушкин» работы Александра Рукавишникова, безмятежно притаившийся во дворе дома №10 по Большой Молчановке